Всякий ли ребенок талантлив

На вопрос журнала Psychologies отвечает Еле­на Ма­ка­ро­ва – арт-те­ра­певт, ис­то­рик, пи­са­тель, ав­тор мно­жест­ва книг, сре­ди ко­то­рых ху­до­жест­вен­ная про­за, тру­ды по арт-те­ра­пии и ис­то­рии конц­ла­ге­ря Те­ре­зин. С 1990 го­да жи­вет в Иеру­са­ли­ме, про­во­дит се­ми­на­ры в Рос­сии, США и Ев­ро­пе.

Всякий ли ребенок талантлив

Всякий ли ребенок талантлив

Всякий ли ребенок талантлив

Не­та­лант­ли­вых де­тей нет, они кре­атив­ны от при­ро­ды.

Если нам ка­жет­ся, что ре­бен­ка ни­че­го не ин­те­ре­су­ет, зна­чит, мы прос­то еще не на­шли то, что про­бу­ди­ло бы его кре­атив­ность.

Воз­мож­но, у не­го нет чувст­ва внут­рен­ней без­опас­нос­ти или до­ста­точ­ной сво­бо­ды ду­ха, что­бы тво­рить. Дру­гое де­ло, что не на­до пу­тать твор­чест­во и вы­ра­же­ние се­бя. Ре­бе­нок кри­чит или де­ла­ет ка­кое-то дви­же­ние – так он вы­ра­жа­ет се­бя.

Но если мы ска­жем ему: «По­ка­жи, как бу­дет зву­чать твоя ра­дость, твое же­ла­ние, твой гнев…» – тог­да ре­бе­нок нач­нет ис­кать в се­бе то, из че­го про­ис­те­ка­ет твор­чест­во, нач­нет при­да­вать это­му осо­бый смысл. Вы­ра­жать се­бя – это са­мо по се­бе ни хо­ро­шо, ни пло­хо, од­на­ко, если мы хо­тим по­мочь ре­бен­ку, нуж­но ука­зать ему цель, при­дать смысл его спон­тан­но­му са­мо­вы­ра­же­нию.

Как по­нять, ка­ким та­лан­том об­ла­да­ет ре­бе­нок?

Нуж­но на­блю­дать: что ему нра­вит­ся, на что на­прав­ле­но его вни­ма­ние? Если ре­бе­нок лю­бит пе­ре­драз­ни­вать, ко­пи­ру­ет дви­же­ния и по­ход­ку всех, ко­го ви­дит, у не­го на­вер­ня­ка есть ак­тер­ские спо­соб­нос­ти, тог­да с ним мож­но «устра­ивать те­атр», иг­рать в ро­ле­вые иг­ры и т. д.

Если он осо­бо вни­ма­те­лен к зву­кам, к ин­то­на­ции ре­чи – тог­да на­до раз­ви­вать его в этом на­прав­ле­нии: во­дить на кон­цер­ты, устра­ивать се­мей­ные джаз-сей­ше­ны, по­ка­зы­вать, как зву­чат ку­хон­ные «ин­ст­ру­мен­ты» – каст­рюли, лож­ки и чаш­ки… Глу­хой звук, от­кры­тый звук… Мож­но ор­кестр це­лый устро­ить! В об­щем, с ма­лень­ки­ми деть­ми важ­но во­вре­мя иг­рать в иг­ры, про­буж­да­ю­щие твор­чес­кую ак­тив­ность.

Что это за иг­ры?

Я на­зы­ваю эти иг­ры «все мо­жет быть всем». Иг­ры-пре­вра­ще­ния, иг­ры-ме­та­мор­фо­зы, в ко­то­рых дейст­ву­ет глав­ный за­кон – за­кон пре­о­бра­же­ния. Возь­мем лю­бой пред­мет, ска­жем чаш­ку, – ею мож­но за­ни­мать­ся до бес­ко­неч­нос­ти. Она мо­жет быть со­су­дом, мо­жет быть шап­кой, го­рой или ли­цом. Если чаш­ку с во­дой по­ста­вить в мо­ро­зиль­ник, то по­верх­ность за­стыв­шей во­ды мо­жет стать кат­ком, если спря­тать ее в тем­ный ящик – ее во­об­ще не ста­нет и т. д.

Мож­но взять лю­бые пред­ме­ты, слу­чай­но по­пав­шие в по­ле зре­ния (раз­ноф­ак­тур­ные, раз­ной фор­мы, цве­та), и иг­рать с ни­ми. Иг­ра – это важ­ней­ший, глав­ный путь для раз­ви­тия твор­чес­ко­го во­об­ра­же­ния.

Что де­лать, если ре­бе­нок за­го­ра­ет­ся же­ла­ни­ем чем-то за­ни­мать­ся, а по­том осты­ва­ет?

Если у ре­бен­ка про­па­ло же­ла­ние, ска­жем, иг­рать на ин­ст­ру­мен­те, мож­но по­ис­кать дру­го­го пе­да­го­га или вре­мен­но пре­кра­тить за­ня­тия, ина­че у не­го мо­жет воз­ник­нуть не­при­я­тие к му­зы­ке. Не на­до ста­вить его и в по­ло­же­ние об­ви­ня­е­мо­го – за то, что не до­во­дит де­ло до кон­ца: воз­мож­но, он прос­то ис­пы­ты­вал по­треб­ность по­лу­чить этот опыт, что­бы по­нять, что же на са­мом де­ле ему нра­вит­ся.

Мо­жет быть, этот вид твор­чест­ва во­об­ще «не его», а мо­жет быть, прос­то вре­мя еще не при­шло – ведь важ­но не толь­ко пред­ло­жить ре­бен­ку под­хо­дя­щее за­ня­тие, но и сде­лать это во­вре­мя. Если же его рас­хо­ла­жи­ва­ет не­об­хо­ди­мость при­ла­гать уси­лия, не сто­ит пус­кать­ся в уве­ще­ва­ния: «Что­бы иг­рать, как эта те­тя в те­ле­ви­зо­ре, ты дол­жен очень ста­рать­ся».

Ар­гу­мен­том луч­ше сде­лать то, что до­став­ля­ет ре­бен­ку удо­вольст­вие. Как-то я объ­яс­ня­ла од­но­му ма­лень­ко­му ком­по­зи­то­ру – он очень не хо­тел изу­чать те­о­рию, – для че­го су­щест­ву­ют но­ты: что­бы на­ут­ро сыг­рать или про­петь то, что со­чи­нил вче­ра. Это объ­яс­не­ние по­ка­за­лось ему впол­не ра­зум­ным, и он со­гла­сил­ся их учить.

Предыдущая статья: Следующая статья:
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Родителям на заметку © 2018 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх